Октябрь 8, 2024
Все помнят писателя Виктора Гюго как французского классика и автора десятков бессмертных произведений. Он воплотил на страницах книг горбуна из Нотр-Дама и своенравную красавицу Эсмеральду, а также явил миру «Отверженных» и «Человека, который смеется», оставивших яркий след в мировой литературе. Одной из первых романы Гюго читала его возлюбленная Жюльетта Друэ, которая в течение почти 50 лет переписывала набело рукописи всех его работ, но не могла купить себе новое платье.
Мы не смогли пройти мимо истории Жюльетты — женщины, прошедшей огонь, воду и медные трубы и ставшей жертвой рабской любви, в существование которой сложно поверить.Признанный гений и куртизанка© Alphonse-Léon Noël / wikipediaОдин из современников описывает Жюльетту Друэ так: «Она была одной из тех женщин, которые символизируют красоту столетия; она правила, как королева, двором своих обожателей, одним движением кончика веера она заставляла их повиноваться и никогда не склонялась, чтобы подобрать бриллианты, которые бросали к ее ногам». Так было, пока в ее жизни не появился Гюго. Они встретились на читке одной из его пьес, где Жюльетта играла небольшую роль, заключавшуюся всего в нескольких репликах. В разговоре с драматургом актриса остроумно заявила, что «в пьесах господина Гюго маленьких партий не бывает», чем вмиг покорила его сердце. Ей было 26, ему — 32. А впереди была история любви, которая принесет и безмерное счастье, и горечь предательства, и разочарования.Ради Виктора Жюльетте пришлось отказаться от своего прошлого, которое было не таким уж безоблачным. Рано оставшись сиротой, она воспитывалась в пансионе при монастыре и чуть было не стала монахиней. Однако архиепископ, решающий судьбу девушек, счел, что на эту роль она не годится. И очутившись за стенами монастыря, юное создание волею судьбы оказалось в мастерской скульптора Жан Жака Прадье. Вскоре из натурщицы девушка превратилась в любовницу мастера и родила ему дочь Клер. Но ни жениться на ней, ни признавать ребенка скульптор не собирался и лишь дал бедной девушке советы по обольщению и удерживанию при себе поклонников.Впоследствии Жюльетта стала актрисой, правда не особо успешной. Позже ей удалось превратиться в известную куртизанку, которую брали на содержание богатые и знатные мужчины. Последним из них был русский князь Анатолий Демидов.Гюго был очарован новой спутницей, но его смущало одно обстоятельство: его избранница является падшей женщиной. Деньги богатых покровителей для нее были единственным средством к существованию: в театре она зарабатывала ничтожно мало, а ей нужно было на что-то содержать себя и дочь. Но, подчинившись деспотичной любви, Жюльетта была вынуждена оставить театр и роскошную жизнь, отказаться от роли содержанки и погрузиться в нищету.Из богатой женщины в нищенкуГюго не стал обеспечивать возлюбленную, несмотря на то что был влиятелен и богат. В его понимании это содержание было бы безнравственным, ведь он презирал продажных женщин. Также он запрещал Жюльетте общаться со всеми и выходить из дома без его ведома. При этом сам писатель к тому времени уже был женат и уходить из семьи не хотел. Бросать любовницу он также не собирался и предложил ей устроиться к нему в качестве секретарши, чтобы она переписывала его рукописи. За это он платил ей небольшое жалованье.Влюбленный Гюго, изнывая от ревности, часто превращался в тирана и собственника. Она же этому не противилась и готова была отдать любимому всю себя без остатка. В то время весь Париж гудел, осуждая связь писателя с куртизанкой. «Никто не имеет права бросить в вас камень, — писал Виктор своей музе, — кроме меня».Тем временем Друэ как могла боролась за выживание, закладывая в ломбард свои вещи, поскольку ее постоянно осаждали кредиторы. Ее повелитель и возлюбленный выдавал ей каждый месяц небольшими суммами около 800 франков. Все траты она тщательно записывала, а Гюго — проверял. Из этих денег солидная часть предназначалась на уплату долга, а остальное уходило на квартиру и пансион, где обучалась дочка.Из-за нехватки средств она часто даже не топила камин в комнате, а когда было совсем холодно, оставалась весь день в постели. Гюго не разрешал Жюльетте покупать новые платья, поэтому ей приходилось перешивать старые. Он твердил ей, что «туалет ничего не прибавляет к природной прелести хорошенькой женщины». Он с педантичной занудливостью допытывался у нее, для чего куплена коробка зубного порошка и откуда взялся новый передник, который она смастерила из старой шали. На подарки ей он также не тратился. Хотя однажды он все-таки вручил ей один презент — записную книжку, чтобы она записывала в нее его мудрые изречения.Седина в 30 лет и поношенные платья© Jules Bastien-Lepage / wikipediaГюго позволял любить себя, но не забывал и жену, которой в самый разгар романа с Жюльеттой писал: «Прощай, дорогая Адель. Я люблю тебя… Ты радость и честь моей жизни. Целую твое прекрасное чело и твои прекрасные глаза…»Писатель не отказался от роскошной светской жизни, но Жюльетта в нее не допускалась. Порой, устав ждать любимого, она бродила под его окнами — смотрела на горящие люстры и слушала задорный смех гостей. А добившись позволения сопровождать великого поэта, когда он наносил визиты, терпеливо ждала его, как преданная собачонка, съежившись в уголке кабриолета. Не случайно однажды она не удержалась и с горечью бросила своему кумиру: «Похлебка, будка и цепь — вот моя участь! Но ведь есть собаки, которых хозяева водят с собой! На мою долю такого счастья не выпало…»В течение 10 лет, которые Жюльетта провела в добровольном затворничестве, красота ее поблекла. В 30 лет она превратилась в даму, лишенную привлекательности, и была почти полностью седой. Да и немудрено, ведь она сильно экономила на еде, одевалась в поношенные платья, которые совсем ее не украшали, а ревность и тоска полностью овладели ее душой. Помимо этого, писателю не о чем было с ней говорить: она ни с кем не встречалась и ничего не видела. И хотя Гюго и продолжал ценить ее безграничную жертвенность, она уже не волновала его как женщина.В 1851 году ее постиг жестокий удар: одна из любовниц ее покровителя с чувством злорадного превосходства переслала ей письма Виктора. Жюльетта прочитала их и с ужасом узнала, что Гюго теперь любит другую женщину, отправляет ей страстные послания. Они до боли ей напомнили те, что на протяжении 18 лет являлись для нее самой единственным счастьем.Роль хозяйки в обмен на 200 любовниц© Étienne Carjat / wikipedia, © Arsène Garnier / wikipediaВскоре Гюго погряз в связях с привлекательными женщинами легкого поведения. По некоторым подсчетам, за 2 года гений сменил около 200 любовниц. Но каждый раз именитый писатель возвращался к ней, к своей Жюльетте, и клялся, что только любит только ее одну. А она верила, как прежде, и готова была на любые испытания ради него.Когда Адель — законная жена Гюго — умерла, Жюльетта стала играть в его доме роль хозяйки, весьма трудную для уже немолодой и нездоровой женщины. Бесконечные звонки, посетители, званые обеды, разборка почты… Гюго приводил в дом через потайной ход многих женщин. Утро он мог провести с девушкой легкого поведения, день — с популярной танцовщицей, вечер — со знакомой дамой из высшего света. В изможденном лице Жюльетты не осталось почти ничего от той чудесной красоты, которой она блистала в юности. Она угасала от рака и сознавала, что обречена, но старалась говорить об этом как можно меньше, поскольку Виктор требовал, чтобы каждый, желая предстать перед ним, «смыл с лица своего уныние и стряхнул с себя грусть».Жюльетта прожила долгую, но несчастливую жизнь и умерла в 77 лет. Писатель был так удручен, что даже не явился на ее похороны. Сам Гюго скончался спустя 2 года, на 84-м году жизни. Церемония прощания с автором продолжалась 10 дней, и в ней участвовало около миллиона человек.А как бы вы поступили на месте героини?Источник: adme.ru