Октябрь 6, 2024
Вместе они провели более 40 лет, и вот уже 27 лет она живет без него. Что помогает актрисе не чувствовать себя одинокой, как она реагирует на слухи о неверности мужа и почему ее возмутили мемуары Натальи Варлей – далее в обзоре.
Студенческий роман, продлившийся 40 летВ детстве Нина мечтала стать учительницей, но в старших классах школы ее заставил изменить решение отец подруги Марии, поэт Владимир Луговской. Он так интересно рассказывал о театре и кино, что Нина загорелась желанием стать актрисой. Свою первую роль в кино она получила еще в 18 лет, только поступив во ВГИК, где она училась вместе с Николаем Рыбниковым, Аллой Ларионовой, Кларой Румяновой. Гребешкова так активно начала сниматься, что пропустила много занятий, и Сергей Герасимов поставил ей на экзамене «двойку» – мол, или сниматься, или учиться! Нине пришлось перевестись на другой курс, но с Аллой Ларионовой они остались подругами на всю жизнь.На новом курсе, объединенном с режиссерским, с Ниной учился Леонид Гайдай. Еще в время учебы она снялась в нескольких фильмах и стала довольно известной актрисой, а он был обычным студентом. Но Нина говорила, что сразу разглядела в нем талант, и именно этим он ее и покорил. Однако на свадьбе она отказалась взять его фамилию – ее уже знали как актрису Гребешкову, к тому же по фамилии Гайдай даже нельзя было понять, о мужчине идет речь или о женщине, и супругов могли путать.Жизнь с ним никогда не была простой – режиссер с головой уходил в работу, постоянно пропадал на съемках, но Нина никогда не предъявляла ему претензий по этому поводу. Она могла бы сделать блестящую актерскую карьеру, но ради семьи пожертвовала собственными амбициями и полностью посвятила себя мужу и дочери Оксане. Нина всегда мечтала о большой семье, но режиссер больше не хотел детей, и ей пришлось с этим смириться. В конце концов, он и сам был для нее большим ребенком, постоянно нуждающимся во внимании и заботе.Самая главная роль – «жена режиссера»Ей завидовали многие актрисы – выйти замуж за режиссера означало обеспечить себе востребованность в профессии и возможность выбирать любые роли. Но эта пара была исключением из правил. Гайдай снимал свою жену, но не так часто, как других актрис, и никогда не предлагал ей главных ролей. Больше того, он даже не позволял ей выбрать роль второго плана. В фильме «Бриллиантовая рука» Гребешковой больше всего приглянулся образ управдома, но Гайдай заявил ей, что она его не потянет, и отдал Нонне Мордюковой, а Нине доверил роль жены главного героя.Благодаря съемкам в фильмах Гайдая многие молодые советские актрисы превратились в настоящих кинозвезд, как, например, Наталья Варлей, Наталья Селезнева и Светлана Светличная, а его собственная жена всегда оставалась в тени. Многих это удивляло, как и то, насколько спокойно Гребешкова относится к тому, что ее муж снимает первых красавиц СССР и проводит с ними много времени на съемках. Но на вопрос о том, не испытывала ли она ревности к супругу и зависти к удачной кинокарьере своих коллег, она отвечала, что всегда думала в первую очередь о том, чтобы у мужа все получалось так, как он хотел.Когда Гайдай советовался с женой и показывал ей фотографии актрис, претендовавших на ту или иную роль, она советовала ему выбирать самых лучших, тех, в кого бы он сам мог влюбиться. Его творческая реализация и успех для Нины стояли на первом месте, ведь если был доволен он, то была счастлива и она. Актриса ни разу не устраивала ему сцен ревности и возмутилась, когда уже после его ухода Наталья Варлей опубликовала мемуары, где рассказала о том, как режиссер однажды пытался ее поцеловать. Гребешкова говорила: «Изменял ли он мне? Мне это было неинтересно. Хотя он был очень увлекающимся. Любил всех своих героинь – наслаждался эксцентричностью Селезневой, прелестью Варлей. И я не ревновала, а как бы влезала в его шкуру. Я ему все разрешала. Пользовался ли он этим – не знаю».У режиссера было много проблем со здоровьем, и жена отправлялась вместе с ним на съемки, чтобы готовить для него диетические блюда. Спустя годы актриса призналась: «Вначале я была в него влюблена. Мне все нравилось, он ходил, как Шурик с книжкой… Потом он заболел, я стала за ним ездить. Он был очень больной человек, но когда он снимал, он был здоровый… А в конце я любила его, как сына – мне надо было, чтоб он был тепло одет, чтоб он выглядел хорошо, чтобы он не болел. Он ведь был совершенно неприспособленным к жизни».Перед своим уходом режиссер признался жене, что чувствует перед ней свою вину и хочет попросить прощения. Она переживала, что он начнет ей рассказывать об увлечениях другими актрисами, а он извинился за то, что не снимал ее в главных ролях и не сделал ни одного фильма специально для нее. На это Нина ему ответила: «Слава богу, что ни одной картины тебе не испортила. Во всяком случае, я своими ролями довольна».Жизнь после ГайдаяЕго не стало в конце 1993 года. С его уходом закончилась целая эпоха советского кинематографа – и самый счастливый период жизни Нины Гребешковой. Он так и остался для нее единственным любимым мужчиной. Спустя годы после его ухода она признавалась: «Я очень скучаю по мужу, мне с ним так повезло. Правда, Леня не снится мне и не зовет меня с собой. Не было ни дня, когда я не вспоминала бы о нем. Знаете, я перематываю в памяти все, что между нами было, и удивляюсь – как он меня терпел, ведь я была такой невыносимой!».После того, как не стало мужа, неприятности посыпались на актрису одна за другой: сначала затопило квартиру, потом сгорела дача. Друзья и поклонники помогли Гребешковой заново отстроить загородный дом, а позже программа «Идеальный ремонт» обустроила его так, чтобы там можно было проводить время и летом, и зимой. С тех пор большую часть времени Нина Гребешкова предпочитает проводить именно там. Она ведет тихую размеренную жизнь и не чувствует себя одинокой, потому что до сих пор постоянно ощущает присутствие мужа. «Он все время здесь, он мне все время помогает», – говорит актриса.Нина Гребешкова не считает свою актерскую карьеру неудавшейся – она сыграла более 65 ролей в кино, и 25 из них – уже после ухода Гайдая. Она до сих пор, несмотря на свой почтенный возраст, остается востребованной актрисой и часто получает новые предложения от режиссеров. Конечно, в последние годы она снимается реже, чем раньше, и это эпизодические роли, но они получаются все такими же яркими. Ее последними киноработами стали небольшие роли в фильмах «Легенда №17», «Экипаж» и втором сезоне сериала «Содержанки». Дочь Гребешковой и Гайдая Оксана не стала продолжать творческую династию – она получила экономическое образование, эту же профессию выбрала и ее дочь Ольга. Обе работают в банковской сфере. Дочь и внучка помогли Нине Гребешковой пережить самый тяжелый период, когда не стало Гайдая, и сегодня стараются окружать ее вниманием и заботой.Актриса чувствует себя счастливой и считает, что выполнила свое самое главное призвание в жизни – она была женой гения и участвовала даже в тех его фильмах, в которых сама не снималась, ведь, возможно, именно благодаря ее любви режиссер и смог создать столько шедевров!Публикация от Киностудия имени Горького (@gorkyfilmstudio)Источник: kulturologia.ru